2025-07-01
Согласно данным Главного таможенного управления Китая, в 2024 году торговый оборот между Китаем и Россией достиг нового рекорда — 244,8 млрд долларов США, из которых экспорт Китая в Россию составил около 115,5 млрд долларов, а импорт из России — около 129,3 млрд долларов. Уже в 2023 году объём двусторонней торговли составил 240,1 млрд долларов, что вдвое превышает показатели 2018 года и превысило целевые ориентиры, установленные лидерами двух стран. Стремительное расширение торговых объёмов стало мощным стимулом для развития логистического сектора между Китаем и Россией.
На фоне роста торговли значительно увеличились и объёмы грузоперевозок между двумя странами. По данным РЖД, в 2022 году железнодорожные перевозки между Китаем и Россией превысили 120 млн тонн, а за первые 9 месяцев 2023 года этот показатель вырос ещё на 52%. Кроме того, российские чиновники сообщили, что объём автоперевозок между Россией и Китаем в 2024 году увеличился на 70% по сравнению с предыдущим годом.
Международные контейнерные поезда China-Europe Express также продолжают активно развиваться — более 70% маршрутов проходят через территорию России, что создаёт прочный фундамент для расширения логистической инфраструктуры между двумя странами.
СМИ сообщают, что Китай находится на передовой в области цифровизации автоперевозок, а его логистические платформы — одни из самых передовых в мире. Российские логистические компании перенимают китайский опыт, внедряя цифровые технологии для повышения эффективности. Активно внедряются такие инструменты, как онлайн-бронирование, отслеживание грузов, интеллектуальная загрузка и распределение.
На фоне бурного роста кросс-бордерной электронной коммерции и умных логистических платформ, всё больше товаров заказываются через соцсети и маркетплейсы с прямой доставкой из Китая в Россию, что придаёт новое ускорение товарообороту между странами.
Сотрудничество в области транспортной инфраструктуры также активно развивается. Крупные трансграничные проекты, такие как железнодорожный мост в Тунцзяне и автомобильный мост в Хэйхэ, уже завершены и введены в эксплуатацию, значительно увеличив пропускную способность на границе.
Китай и Россия также углубляют сотрудничество в морских и авиационных перевозках — например, совместно развивают контейнерные маршруты через порты Дальнего Востока и открывают новые прямые авиарейсы. В политическом плане две страны продвигают интеграцию таможенного контроля и упрощение процедур оформления, включая создание электронных портов и реализацию модели “одного окна”.
Эти меры помогают снизить логистические затраты и сократить сроки доставки, что способствует дальнейшему развитию торговли.
Сектор энергетики остаётся ключевым в двусторонней торговле. В 2024 году Китай импортировал из России около 108 млн тонн нефти, а по восточной ветке газопровода "Сила Сибири" было поставлено 31 млрд кубометров природного газа. Такие крупные объёмы требуют высокоэффективной и надёжной логистической инфраструктуры.
Китай на протяжении многих лет остаётся крупнейшим торговым партнёром России, а в рамках инициативы «Один пояс — один путь» логистическое сопряжение между странами укрепляется, а проекты многостороннего сотрудничества ускоряются.
С ростом двусторонней торговли и дальнейшей реализацией инициативы «Один пояс — один путь», логистическое сотрудничество между Китаем и Россией имеет огромный потенциал. Российским компаниям и участникам цепочки поставок стоит внимательно следить за новостями и политическими изменениями, чтобы своевременно корректировать свои закупочные и логистические стратегии.
Постоянная оптимизация маршрутов, цифровых решений и регуляторной среды позволит сделать процесс закупок более эффективным и безопасным, а логистическую цепочку — более устойчивой. Это создаст надёжную основу для устойчивого роста товарооборота и укрепления долгосрочного партнёрства между Китаем и Россией.