Актуальные тенденции и текущее состояние логистики между Китаем и Россией

 Актуальные тенденции и текущее состояние логистики между Китаем и Россией 

2025-07-01

Текущее состояние и вызовы
В последние годы торгово-экономические связи между Китаем и Россией продолжают укрепляться, а объем двусторонней торговли неуклонно растет. В 2024 году товарооборот между двумя странами достиг рекордных 244,8 миллиарда долларов США. Это также стимулировало рост спроса на логистические услуги. Структура товарооборота между странами влияет на выбор логистических маршрутов: Китай экспортирует в Россию электронику, товары для дома, текстиль и другие потребительские товары, а Россия экспортирует в Китай полезные ископаемые, энергоресурсы и сельскохозяйственную продукцию. Особенности этих товаров определяют используемые виды транспорта. Например, навалочные грузы, такие как нефть и уголь, в основном перевозятся морем, в то время как машиностроительная продукция и товары повседневного спроса чаще всего доставляются по железной дороге или автотранспортом.

Согласно статистике, объем грузоперевозок по железной дороге между Китаем и Россией в 2022 году превысил 120 миллионов тонн, а за первые девять месяцев 2023 года достиг 128 миллионов тонн, что на 52% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Согласно отчету правительства России, объем автоперевозок между Россией и Китаем в 2024 году вырос на 70% по сравнению с предыдущим годом, что свидетельствует о быстром росте транспортной активности.

Тем не менее, логистика между Китаем и Россией сталкивается с рядом вызовов. Из-за большого расстояния между странами, сложных маршрутов и множества процедур на границе, перевозки зачастую требуют много времени и сопровождаются высокими затратами. Кроме того, между Китаем и Россией существуют различия в законодательстве и языке. Профессиональные китайско-российские логистические компании должны хорошо разбираться в соответствующих нормах и обеспечивать таможенное оформление, перевалку и складские услуги для грузов, следующих из Китая в Россию. Однако эффективность таможенного оформления и распределения ресурсов требует дальнейшего улучшения. Также существует проблема различий в ширине железнодорожной колеи: в Китае используется стандартная колея, а в России — широкая колея (1520 мм), что требует смены вагонов или перегрузки при перевозке по суше и увеличивает временные и финансовые издержки.

С целью повышения эффективности таможенного оформления Китай с 2023 года постепенно отменяет систему прицепной перегрузки на границе, позволяя российским водителям самостоятельно забирать грузы в Китае, что значительно сокращает время на границе. Кроме того, в сфере морских перевозок порты двух стран проходят модернизацию: улучшается связь между китайскими и дальневосточными портами (например, Владивосток), что расширяет возможности для транспортировки массовых грузов.

Тенденции развития

Цифровая логистика: Использование технологий интернета вещей, больших данных и искусственного интеллекта позволяет автоматизировать и оцифровать логистические процессы, повышая эффективность китайско-российских перевозок. Китай занимает лидирующие позиции в мире по цифровым логистическим платформам и системам отслеживания, а российская логистика также ускоряет цифровую трансформацию.

Логистика для трансграничной электронной коммерции: С ростом электронной торговли между Китаем и Россией увеличивается спрос на перевозки небольших партий с высокой частотой. Все больше российских потребителей заказывают китайские товары через онлайн-платформы, используя экспресс-доставку и специализированные линии. Модели прямых закупок через платформы и прямых продаж через стриминг также способствуют обороту потребительских товаров между двумя странами.

Зеленая логистика: В целях защиты окружающей среды продвигается использование энергоэффективного транспорта, оптимизация маршрутов и сокращение упаковочных отходов. Обе страны уделяют внимание совместной разработке технологий для экологически чистой транспортировки и устойчивой упаковки.

Авиационная логистика: Несмотря на высокую стоимость, авиаперевозки обеспечивают быструю доставку. Из таких крупных городов, как Пекин, Шанхай и Гуанчжоу, регулярно отправляются грузовые авиарейсы в Россию, что подходит для срочных и высокоценных товаров. С расширением авиасетей транспортировка срочных грузов между странами становится более удобной.

Развитие инфраструктуры: Ввод в эксплуатацию таких трансграничных объектов, как железнодорожный мост в Тунцзяне и автомобильный мост в Хэйхэ, значительно повысил транспортную пропускную способность и снизил издержки. В будущем стороны продолжат развивать мультимодальные маршруты и объединенные пункты пограничного контроля, что дополнительно повысит эффективность таможенного оформления.

Заключение
На фоне роста торговли логистика между Китаем и Россией получает новые возможности. Экспортно-импортные компании и логистические операторы должны внимательно следить за развитием логистической инфраструктуры и изменениями в политике, а также оптимизировать логистические схемы в соответствии с бизнес-потребностями. Развитие финансовых, страховых и других сопутствующих услуг также способствует снижению рисков. Например, страны продвигают электронные приграничные порты и пилотные проекты по принципу «единого окна» для упрощения процедур. Эффективное использование логистических ресурсов между Китаем и Россией и выбор оптимального способа доставки при закупках и продажах позволит повысить эффективность.

В будущем, по мере перехода торговли между странами к высокотехнологичным и экологичным секторам, логистическое сотрудничество станет еще более эффективным и устойчивым. Повышение эффективности поставок из Китая в Россию поможет сократить издержки, усилить конкурентоспособность и станет важной опорой для торгового сотрудничества между двумя странами. Стоит также обратить внимание на инновационные страховые решения и механизмы распределения рисков в логистике.

企业微信截图_17513354389662
Главная
Обслуживания
О Нас
Контакты

Пожалуйста, оставьте нам сообщение